Печать
Категория: Методическая копилка
Просмотров: 237

Задание 1 «Чтение текста вслух»: предполагает работу с

I. Смысловая обработка текста

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности

Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

II. Работа с формой подачи текста — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

1. Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. (отличие от смыслового ударения)

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте!»

В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение не задумываясь, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать.

Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим. Необходимо найти ключевые слова и фразы текста. Если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее.

Ошибки:

 

Даю задания для тренировки: предложения с расстановкой логического ударения (небольшое, большое) на разных словах, как меняется смысл от ударения.

  1. Прочитайте предложение, делая логическое ударение, объясните смысл прочитанной фразы: Ты взял яблоко?
  2. Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение: Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал : // «Если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию»

2. Темп (от латинского «tempus» — время) речи – это скорость, с которой мы произносим звуки, слоги и слова.

Нормальный темп русской речи — 100-120 слов в минуту. Такая скорость считается умеренной.

Скорость речи человека, точно так же, как скорость любого транспортного средства, может быть низкой, нормальной и высокой.

Возможно, вам приходилось встречать людей, говорящих очень медленно. Создается ощущение, что они тщательно обдумывают каждое слово, прежде, чем его произнести. Как правило, при таком произношении растягиваются гласные звуки. И это провоцирует замедленное звучание. Наличие длинных пауз между словами еще больше усугубляет картину. Людей с замедленным темпом речи не много, но они есть.

Такая скорость произношения характеризуется размеренностью. Отсюда и название – умеренный темп речи. Он отлично воспринимается на слух, поскольку паузы между словами и фразами не затянуты. Наоборот, уместное употребление пауз помогает лучше воспринимать сказанное.

Сразу вспоминается фильм «Подкидыш» и удивительная Рина Зеленая в роли домработницы с ее стремительным темпом речи. Поражает скорость произнесения фраз. Они идут сплошным потом, без перерыва. Именно поэтому многие слова путаются, произносятся с ошибками или усеченно. Человека с таким темпом речи понять очень сложно и практически невозможно уследить за его мыслями.

О чем говорит темп нашей речи?

Конечно же, о нашем темпераменте.

Понаблюдайте за человеком с замедленным произношением слов. Скорее всего, вы отметите не слишком выразительную мимику, неторопливые движения, слабо интонированный голос. Обратите внимание на то, что ваш собеседник будет больше слушать, чем говорить. Как правило, люди с замедленным темпом речи никуда не торопятся и предпочитают вести размеренный образ жизни. Другими словами, их ритм жизни и их темп речи – взаимосвязанные вещи.

Совершенно иные по темпераменту люди с ускоренным темпом речи. Их мимике можно только позавидовать. Стремительность и резкость движений выдает несдержанность и нетерпеливость многих из них. Таких людей сложно представить равнодушными или унылыми. Они гиперактивны и находятся в постоянном движении.

Для людей уверенных, знающих цену своим словам и поступкам, характерен умеренный темп речи. Такой темп неосознанно ассоциируется с логичностью и деловитостью его обладателя и вызывает больше доверия.

3. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

К. С. Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб»

Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:

  1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
  2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
  3. поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

4. Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая».

Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

5. Ритм речи – это голосовое выделение ударных слогов в некоторых словах. Ударные слоги в словах произносятся либо более протяжно, либо с большей громкостью.

6. «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К. С. Станиславский, собр. соч., т. III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

1. Она / жеребенок - Она же / ребенок;

2. Простить нельзя - / сослать в Сибирь - Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

3. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. - Я занимался с братом, / который был болен, / английским языком.

10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты, борцы на выход. - Приготовьтесь боксеры, гимнасты,  / борцы на выход.

7. При чтении важно передать чувства, настроение, переживание. Проверяя себя, подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ (ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ)

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
  7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

1) неумение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора (пауза при многоточии)

2) неумение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;

3) неумение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) нечёткая дикция, неясное произношение звуков, недостаточная громкость, темп;

5) орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах, употребление звука Г вместо В (сеГодня, всеГо,); употребление звука С вместо Ц (сарица, просесс) – искажение слова. 6)употребление числительных (одна тыЩа…, обОих\обЕих).

7) не читают слова, данные в скобках).

8) неправильно читают аббревиатуру.

Задание 2. Работа с высказыванием.

I. Пересказ

Подготовке к подробному пересказу помогает следующий порядок действий:

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на части (одна часть от другой отличается содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели в ней главное.

4. Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

5. Ту же работу проделай с другими частями.

6. Проведи самопроверку(прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста).

II.Цитата

Выполняем упражнение: передайте чужую речь разными способами.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке. Цитирование как риторический прием - это включение автором чужой письменной или устной речи в свой текст.

Существуют прямые и косвенные цитаты.

Традиционно принято рассматривать

Цитаты обычно используются для

а) подтверждения ваших мыслей, выдвигаемых вами положений, доказательства их достоверности;

б) повторения, но в другой форме уже высказанной мысли;

в) более яркого выражения собственных мыслей;

г) ознакомления вашего адресата с чьим-либо авторитетным мнением

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ

Прерывистость (остановки, повторы отдельных слов, срыв начатого слова или предложения ).

Интонационная монотонность.

Неумение выражать свои мысли правильно, ясно и по возможности ярко.

Негромкая речь.

Повторы одних и тех же слов, что связано с бедностью словаря.

Употребление слова в неточном значении, что объясняется низкой общей речевой активностью.

Употребление слов без участия эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски, т.е. учащиеся недостаточно чувствуют язык.

Употребление просторечий.

Нарушение согласования: «туманная утро», «в клетчатом рубашке», «синей морем»

Нарушение управления: «добро побеждает над злом».

Употребление глаголов в несоотносимых временных и видовых формах.

Искажение фактического материала.

Задание 3: монолог: учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

На выбор предлагают три карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи: повествование, описание и рассуждение:

1) описать фотографию (описание)

2) рассказать о ситуации из жизни (повествование)

3) дать ответ на вопрос (рассуждение).

Для успешного выполнения задания необходимо:

1) Выполнить коммуникативную задачу, то есть в зависимости от задания описать событие, рассказать о нем или дать ответы на поставленные вопросы. Должно быть не менее 10 предложений.

2) Строить свое высказывание согласно типу речи, заявленному в карточке.

Монологическая речь – это речевое событие, осуществляемый одним лицом на протяжении большего или меньшего времени и включающий в себя отдельные взаимосвязанные высказывания, которые в целом составляют какой-либо цельный и законченный рассказ, описание, рассуждение или их сочетание.

1. Технические характеристики: к техническим характеристикам говорения относятся внешние признаки этого процесса:

свободная речь,

скорость речи (говорения),

плавность,

экономичность речевого действия,

динамичность,

умения и навыки устной речи.

Любая ораторская речь должна состоять из трех композиционных частей: вступления, средней части (рассуждения) и заключения.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется

развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания,

наличием распространенных конструкций,

умения осмыслить тему, определить ее границы;

умения выразить основную мысль высказывания;

умения собрать необходимый материал;

умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;

умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;

умения исправлять, насыщать содержание.

Выделяются три основных вида монологической речи:

1. Монолог-описание.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер.

Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

Описания могут быть фактографическими или творческими.

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

Пример:

Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.

Пример:

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.»

Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

Что изображено на переднем и заднем плане.        

Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?

Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?

Какие цвета, оттенки использованы? Почему?

Каково настроение?

Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

2. монолог-повествование;

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо.

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

Пример:

Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы:

какова последовательность действий (событий)?

что происходило сначала и

что происходило потом?

Языковые средства – обилие глаголов.

При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и составляем такой план:

Экспозиция.

Завязка.

Развитие действия.

Кульминация.

Развязка.

Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

3. монолог-рассуждение.

Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей.

Часто создается по схеме:

тезис – аргумент – вывод;

строится в вопросно-ответной форме,

содержит вводные слова и выражения,

риторические вопросы и восклицания.

Рассуждение может быть развернутым и кратким.

При рассуждении задача автора

обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис),

объяснить причины того или иного явления, события, его сущность.

Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы:

План:

Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).

Доказательства в защиту изложенной мысли.

Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.

Вывод по теме.

Рассматриваем возможные темы к заданию и собираем в отдельных тетрадях материал: слова, словосочетания, предложения или тексты. Возможные темы высказывания:

природа родного края,

выходной день,

возможные конфликты между подростками и родителями,

современный город,

интересный урок в школе,

встреча с интересным человеком,

дружба в Интернете,

поход,

интересная профессия,

концерт,

мой лучший друг,

библиотека,

помощь родителям,

театр, кино,

любимое увлечение,

музыка в моей жизни,

школьное мероприятие,

спорт в моей жизни,

спортивное соревнование,

правильное питание,

школьный спектакль,

летний лагерь,

любимое занятие в нашей семье,

мой домашний питомец,

интересная профессия,

любимая книга,

заимствованные слова,

весёлая вечеринка,

школьный кабинет,

любимая телепередача,

компьютерные игры,

прогулка в лесу,

на рыбалке,

игры детства,

домашние дела,

защита природы,

в гостях у близких,

в художественной галерее,

интересная поездка,

карнавал,

моя семья.

Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.

Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. 1.Определи основную мысль высказывания.
  2. 2.Составь план ответа.
  3. 3.Определи ключевые слова-помощники.
  4. 4.Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
  5. 5.Используй разнообразные синтаксические конструкции.
  6. 6.Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
  7. 7.Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

Типичные ошибки при монологическом высказывании и беседе с экзаменатором

бедность и/неточность словаря (добавляйте прилагательные, причастные и деепричастные обороты);

неиспользование подсказок (опорные вспомогательные вопросы);

частое использование слов-паразитов («ну», «это», «короче», «как бы», «типа», «это самое», «ваще», «по ходу», «э-э-э», «ммм», «вот»;

неоправданный повтор слов «там» («тама»);

Задание 4.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,

2 группа -   расскажите о своём лучшем друге,

3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,

4 группа - расскажите об экскурсии с классом,

5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,

6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,

7 группа - расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

Упражнение .

Примите участие в интервью.

Вам необходимо ответить на пять вопросов.

Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

Необходимо дать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций

Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.

Сохраняйте тему диалога.

Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.

Следите за речевым оформлением ответов.

Обратите внимание! Задание 3 и 4 еще оценивают по критериям правильности речи: устные ответы проверяют на речевые, грамматические, орфоэпические ошибки. Также учитывается выразительность и точность речи, богатство словаря.