Печать
Категория: Методическая копилка
Просмотров: 210

1.История введения устного собеседования по русскому языку – 2016 г. в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике – 1,5 тыс. учащихся

2.В ноябре 2017 года Рособрнадзор провёл пилотную апробацию устной части ГИА по русскому языку уже в 40 регионах России. В мероприятии приняли участие более 24 000 школьников из 461 школы.

3.В 2018 году проведение массовой апробации итогового собеседования, участие в которой примут все школы России.

4.2019 год - обязательная часть экзамена для всех регионов РФ. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Модель собеседования включает следующие типы заданий:

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Перед экзаменуемым ставят всего 4 задачи:

Предметом анализа на экзамене:

1.Коммуникативную компетенцию обучающихся:

-умение создавать монологические высказывания на разные темы;

-принимать участие в диалоге;

-выразительно читать вслух;

-пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

2. Кроме того, работа проверяет степень сформированности языковой компетенции: орфоэпические, лексические, грамматические и

стилистические нормы

Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка).

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Система оценки

Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

По результатам собеседования школьник получает зачет или незачет.

Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Критерии преимущественно разделены по заданиям.

Таким образом, за работу ученик может получить

Нормативный регламент проведения: демоверсия от ФИПИ http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (представление)

Демоверсия ОГЭ 2019 русский язык устная часть

скачать

Спецификация 

скачать

Критерии оценивания

скачать

Участники проведения экзамена:

В каждой ОО, участвующей в опытной эксплуатации, назначаются следующие специалисты:

В случае необходимости в качестве экспертов могут привлекаться учителя русского языка и литературы из других ОО, институтов повышения квалификации, учреждений профессионального образования.

При проведении итогового собеседования в ОО планируется задействовать

Возможно использование аудитории ожидания, куда участники группами приглашаются по графику (должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами). Участники находятся в аудитории ожидания до перехода в аудиторию проведения.

  1. 1.Аудитория (лучше несколько) для поведения экзамена: ноутбук, микрофон и часы, количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели — но этот организационный момент зависит от того, сколько учителей русского языка и литературы работает в школе.
  2. 2.Аудитория ожидания: две аудитории ожидания, причем первая должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами.

Группа дежурных.

 

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе, Листов 56, Москва, 2018 http://www.rustest.ru/gia/

Ответственный организатор не позднее чем за 15 минут до начала итогового собеседования выдает:

  1. 1.Экзаменатору-собеседнику:

- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;

- материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.

Все материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками;

- возвратный доставочный конверт.

Таким образом, собеседник-экзаменатор должен вести экзамен:

-организовывать деятельность обучающегося (непосредственно в классе),

-выдавать задания;

-регулировать время выполнения каждого задания (в КИМ показано примерное время, которое может корректироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

-создавать доброжелательную рабочую атмосферу;

-выполнять роль собеседника: задавать вопросы (на основе карточки в КИМ или иные в контексте ответа обучающегося); переспрашивать, уточнять ответы обучающегося, чтобы избежать односложных ответов.

  1. 2.Эксперту:

- протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (по количеству участников);

- комплект материалов для проведения итогового собеседования (для ознакомления в случае необходимости в ходе оценивания ответов участников).

Таким образом, эксперт

-оценивать ответ непосредственно в аудитории по ходу собеседования или

после по аудиозаписи (определяется при выборе технологической цепочки).

-хорошо знать структуру заданий, выполнение которых будет оценивать;

-уметь оценивать ответ по всем критериям в то время, пока ученик отвечает, а

не после окончания ответа.

- вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника (ни с

дополнительными вопросами, ни с исправлением ошибок ученика)

  1. 3.Организатору вне аудитории: списки участников итогового собеседования с распределением их по аудиториям, участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в произвольном порядке (с аудиторий ожидания или с уроков). Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения.
  2. 4.Технический специалист в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток): Аудиозапись: поточная запись, микрофоны включаются и выключаются только тогда, когда отвечает ученик.

Действия участников экзамена:

  1. 1.Разделение по группам.

Классы можно разделить на подгруппы, составом, например, по 5 человек из класса.

Каждая группа подходит в первую (или единственную) аудиторию ожидания к определенному времени. Там находится список участников, в котором указан номер кабинета для сдачи экзамена или проставлена неявка.

Если аудиторий ожидания две, дежурные постепенно проводят ребят во вторую, рядом с экзаменационными кабинетами. С определенной периодичностью в первую аудиторию ожидания подтягиваются следующие группы.

Правильно будет распределить учеников по группам в зависимости от активности и успеваемости.

Пусть наиболее коммуникабельные и уверенные в своих знаниях ученики идут первыми, за ними — хорошисты, а «слабые» ребята сдают последними.

Некоторых педагогов смущает, что в собеседовании представлен всего один вариант заданий, и первые учащиеся, прошедшие экзамен, могут передать вопросы остальным. В этом нет ничего страшного. Собеседование проверяет умение общаться, владение речью и, если школьник не освоил это до экзамена, знание вопросов ему не поможет.

  1. 2.Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения
  1. 3.Участник итогового собеседования (учащийся)
  1. 4.Эксперт, оценивающий качество речи участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения:

- ФИО участника;

- класс;

- номер варианта;

- номер аудитории;

- баллы по каждому критерию оценивания;

- общее количество баллов;

- метку зачет/незачет;

- ФИО, подпись и дату проверки

Экспертам лучше расположиться за спиной экзаменуемого — так, чтобы ученик не видел процесс выставления оценок и не отвлекался на него. Аудиозапись можно использовать для перепроверки ответов отдельных школьников.

Формы документов:

Приложение 1. Форма списка участников итогового собеседования

Приложение 2. Форма ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории

Приложение 3. Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования

Алгоритм деятельности экзаменатора

  1. 1.Приветствие обучающиеся. Знакомит с заданиями и коротко рассказывает о содержании экзамена в течение 1 минуты
  2. 2.Задание 1: предлагает учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух.

Обращает Ваше внимание на то, что Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2.

  1. 3.Подготовка к чтению вслух: чтение текста про себя – 2 мин. За несколько секунд экзаменатор напоминает о готовности к чтению.
  2. 4.Чтение текста вслух: слушание текста с эмоциональной реакцией на чтение – 2 мин.

Предмет оценки: интонация, темп

Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном задании:

  1. 5.Переключение обучающегося на другой вид работы: подготовка к пересказу текста, опираясь на свои записи с привлечением дополнительной информации - цитаты, , сделанными во время подготовки к пересказу – 1 мин.
  2. 6.Передача исходного текста, прослушивание пересказа с эмоциональным реагированием на ответ ученика – 3 мин.

Предмет оценки:

Все основные микротемы исходного текста сохранены.

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

В способах цитирования ошибок нет.

Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.

Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном задании:

фактические ошибки: факты имен, фамилий автора или героя текста, дат.

  1. 7.Предложить выбрать одну из предложенных тем беседы для монологического высказывания. (не более 3 мин., 1 мин. – на подготовку).
  2. 8.Необходимо обратить внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Обратить внимание о необходимости включить все пункты этого плана в свой ответ.

Каждая тема сопровождается специальным значком:

Фотоаппарат – описание.

Камера – повествование.

Вопрос – рассуждение.

Даже слабый ребенок справится с этим заданием, так как у него будет «спасательный круг» - инструкция: «Не забудьте описать», «Не забудьте рассказать», «Не забудьте дать ответы на вопросы»

Монолог. (Описание)

1.Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы:

кто изображён на фотографии и чем он занят?

о чём, возможно, думает?

какие чувства скорее всего испытывает?

Монолог. (Повествование)

1. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.

Карточка участника

Тема 2. Любимый актёр

Расскажите о своём любимом актёре.

Не забудьте рассказать:

* кто Ваш любимый актёр или актриса;

* в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие;

* какая роль в исполнении этого актёра Вам нравится больше всего и почему;

*что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра

Монолог. (Рассуждение)

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Не забудьте дать ответы на вопросы.

* Для чего в школе нужны перемены?

* Сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему?

* Сколько времени должны длиться перемены? Почему?

* Как должна проходить перемена?

Предупредить, что высказывание не должно занимать более 3 минут.

  1. 9.Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ.

Во время диалога экзаменатор эмоционально поддерживает ученика.

При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста:

Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.

Предмет оценки:

Речевое оформление высказывания

• Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;

• правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка;

• запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);

• точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.

 

Типичные ошибки:

• большое количество неоправданных пауз в речи;

• большое количество речевых и грамматических ошибок.

• отсутствие смысловой цельности – это несоблюдение в монологе одной и той же темы.

• неполная речевая связность – это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).

• непоследовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом со смысловыми «провалаит» между ними.

(!) Перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.

  1. 10.Необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником: в рамках диалога должны быть заданы три вопроса (не менее двух вопросов) 3 мин.

10.Как только Ваш монолог закончился, экзаменатор сразу переходит к заданию 4: задаёт вопросы для диалога. Учтите, что экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Это испытание длится 3 минуты.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

К числу типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога

задания 4 можно отнести:

• неумение создать атмосферу «живой» беседы;

• отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;

• вопросы задаются формально, читаются по бумажке;

• неумение стимулировать речь учащегося;

• неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося,

в которой он не боится устного ответа

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов из максимального – 19 баллов.

Рекомендации педагогу по оперативной подготовке к итоговому собеседованию

Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам).

Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.

Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.

Объясните, что подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.

Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (Разрозненные высказывания по пунктам плана — распространенная ошибка в этом задании).

Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки — эта формулировка станет основой всего монолога.

Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных пауз.

Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения.

Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм.

Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты.

Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).

Настройте школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.