1.История введения устного собеседования по русскому языку – 2016 г. в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике – 1,5 тыс. учащихся
2.В ноябре 2017 года Рособрнадзор провёл пилотную апробацию устной части ГИА по русскому языку уже в 40 регионах России. В мероприятии приняли участие более 24 000 школьников из 461 школы.
3.В 2018 году проведение массовой апробации итогового собеседования, участие в которой примут все школы России.
4.2019 год - обязательная часть экзамена для всех регионов РФ. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Перед экзаменуемым ставят всего 4 задачи:
- выразительно прочитать текст;
- пересказать прочитанное с интеграцией цитаты;
- остроить монологическое высказывание с опорой на предложенный план;
- принять участие в диалоге на выбранную тему.
Предметом анализа на экзамене:
1.Коммуникативную компетенцию обучающихся:
-умение создавать монологические высказывания на разные темы;
-принимать участие в диалоге;
-выразительно читать вслух;
-пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
2. Кроме того, работа проверяет степень сформированности языковой компетенции: орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы
Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка).
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Система оценки
Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
По результатам собеседования школьник получает зачет или незачет.
Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Критерии преимущественно разделены по заданиям.
Таким образом, за работу ученик может получить
- максимум 19 баллов.
- минимум для зачета составляет 10 баллов.
Нормативный регламент проведения: демоверсия от ФИПИ http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (представление)
Демоверсия ОГЭ 2019 русский язык устная часть |
|
Спецификация |
|
Критерии оценивания |
Участники проведения экзамена:
В каждой ОО, участвующей в опытной эксплуатации, назначаются следующие специалисты:
- ответственный организатор ОО, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования. Назначается, как правило, руководитель ОО, либо заместитель руководителя ОО, на базе которой проводится опытная эксплуатация;
- организаторы вне аудитории, обеспечивающие передвижение обучающихся и соблюдение порядка и тишины в местах проведения итогового собеседования (требования к кандидатуре не предъявляются);
- экзаменатор-собеседник (педагог с хорошими коммуникативными навыками (лучше, если девятиклассники уже привыкли с ним работать: классный руководитель (если он не учитель русского), педагог-психолог, а также учитель, который преподает во всей параллели), который проводит собеседование с обучающимся по выбранной теме, а также обеспечивающий проверку паспортных данных участника итогового собеседования и фиксирующий время начала и время окончания итогового собеседования каждого участника (может быть учитель с высшим образованием, имеющий коммуникативные навыки, независимо от предметной специализации – определяет ОО);
- эксперт (учитель русского языка и литературы (и никто иной!), который оценивает качество речи участника (только учитель русского языка и литературы);
- технический специалист, обеспечивающий получение материалов для проведения итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса, а также осуществляющий аудиозапись бесед участников с экзаменатором-собеседником.
В случае необходимости в качестве экспертов могут привлекаться учителя русского языка и литературы из других ОО, институтов повышения квалификации, учреждений профессионального образования.
При проведении итогового собеседования в ОО планируется задействовать
- необходимое количество аудиторий проведения, исходя из расчета количества участников итогового собеседования (в среднем в час в одной аудитории проведения проходит итоговое собеседование 3-4 человека (приблизительно 15 минут на одного участника): количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели и учителей русского языка и литературы (ноутбук, микрофон и часы) ,
- количества привлекаемых экзаменаторов-собеседников (не менее одного на аудиторию) и экспертов (не менее одного на аудиторию).
Возможно использование аудитории ожидания, куда участники группами приглашаются по графику (должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами). Участники находятся в аудитории ожидания до перехода в аудиторию проведения.
- 1.Аудитория (лучше несколько) для поведения экзамена: ноутбук, микрофон и часы, количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели — но этот организационный момент зависит от того, сколько учителей русского языка и литературы работает в школе.
- 2.Аудитория ожидания: две аудитории ожидания, причем первая должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами.
Группа дежурных.
Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе, Листов 56, Москва, 2018 http://www.rustest.ru/gia/
Ответственный организатор не позднее чем за 15 минут до начала итогового собеседования выдает:
- 1.Экзаменатору-собеседнику:
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;
- материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
Все материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками;
- возвратный доставочный конверт.
Таким образом, собеседник-экзаменатор должен вести экзамен:
-организовывать деятельность обучающегося (непосредственно в классе),
-выдавать задания;
-регулировать время выполнения каждого задания (в КИМ показано примерное время, которое может корректироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);
-создавать доброжелательную рабочую атмосферу;
-выполнять роль собеседника: задавать вопросы (на основе карточки в КИМ или иные в контексте ответа обучающегося); переспрашивать, уточнять ответы обучающегося, чтобы избежать односложных ответов.
- 2.Эксперту:
- протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (по количеству участников);
- комплект материалов для проведения итогового собеседования (для ознакомления в случае необходимости в ходе оценивания ответов участников).
Таким образом, эксперт
- может
-оценивать ответ непосредственно в аудитории по ходу собеседования или
после по аудиозаписи (определяется при выборе технологической цепочки).
- должен
-хорошо знать структуру заданий, выполнение которых будет оценивать;
-уметь оценивать ответ по всем критериям в то время, пока ученик отвечает, а
не после окончания ответа.
- не должен
- вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника (ни с
дополнительными вопросами, ни с исправлением ошибок ученика)
- 3.Организатору вне аудитории: списки участников итогового собеседования с распределением их по аудиториям, участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в произвольном порядке (с аудиторий ожидания или с уроков). Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения.
- 4.Технический специалист в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток): Аудиозапись: поточная запись, микрофоны включаются и выключаются только тогда, когда отвечает ученик.
Действия участников экзамена:
- 1.Разделение по группам.
Классы можно разделить на подгруппы, составом, например, по 5 человек из класса.
Каждая группа подходит в первую (или единственную) аудиторию ожидания к определенному времени. Там находится список участников, в котором указан номер кабинета для сдачи экзамена или проставлена неявка.
Если аудиторий ожидания две, дежурные постепенно проводят ребят во вторую, рядом с экзаменационными кабинетами. С определенной периодичностью в первую аудиторию ожидания подтягиваются следующие группы.
Правильно будет распределить учеников по группам в зависимости от активности и успеваемости.
Пусть наиболее коммуникабельные и уверенные в своих знаниях ученики идут первыми, за ними — хорошисты, а «слабые» ребята сдают последними.
Некоторых педагогов смущает, что в собеседовании представлен всего один вариант заданий, и первые учащиеся, прошедшие экзамен, могут передать вопросы остальным. В этом нет ничего страшного. Собеседование проверяет умение общаться, владение речью и, если школьник не освоил это до экзамена, знание вопросов ему не поможет.
- 2.Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения
- проверяет данные документа, удостоверяющего личность,
- вносит данные участника итогового собеседования (ФИО, класс, данные документа, удостоверяющего личность) в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории,
- выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование,
- следит за соблюдением временного регламента:
- 3.Участник итогового собеседования (учащийся)
- проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта,
- перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
- 4.Эксперт, оценивающий качество речи участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
- ФИО участника;
- класс;
- номер варианта;
- номер аудитории;
- баллы по каждому критерию оценивания;
- общее количество баллов;
- метку зачет/незачет;
- ФИО, подпись и дату проверки
Экспертам лучше расположиться за спиной экзаменуемого — так, чтобы ученик не видел процесс выставления оценок и не отвлекался на него. Аудиозапись можно использовать для перепроверки ответов отдельных школьников.
Формы документов:
Приложение 1. Форма списка участников итогового собеседования
Приложение 2. Форма ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории
Приложение 3. Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования
Алгоритм деятельности экзаменатора
- 1.Приветствие обучающиеся. Знакомит с заданиями и коротко рассказывает о содержании экзамена в течение 1 минуты
- 2.Задание 1: предлагает учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух.
Обращает Ваше внимание на то, что Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2.
- 3.Подготовка к чтению вслух: чтение текста про себя – 2 мин. За несколько секунд экзаменатор напоминает о готовности к чтению.
- 4.Чтение текста вслух: слушание текста с эмоциональной реакцией на чтение – 2 мин.
Предмет оценки: интонация, темп
Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном задании:
- ударение в словах;
- ошибки в произнесении слов: искажают имена собственные (фамилии героев текста), термины;
- неправильно произносят слова научной и публицистической лексики;
- неверно склоняют числительные.
- 5.Переключение обучающегося на другой вид работы: подготовка к пересказу текста, опираясь на свои записи с привлечением дополнительной информации - цитаты, , сделанными во время подготовки к пересказу – 1 мин.
- 6.Передача исходного текста, прослушивание пересказа с эмоциональным реагированием на ответ ученика – 3 мин.
Предмет оценки:
Все основные микротемы исходного текста сохранены.
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
В способах цитирования ошибок нет.
Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.
Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном задании:
- неправильное словообразование,
- нарушение связей управления или согласования в словосочетании,
- ошибки в построении предложения,
- нарушение норм слово- и формообразования,
- нарушение норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении,
- ошибки с нарушениями информационной достоверности и точности излагаемого материала, упоминающегося в исходном тексте (фактов фонового характера),
фактические ошибки: факты имен, фамилий автора или героя текста, дат.
- 7.Предложить выбрать одну из предложенных тем беседы для монологического высказывания. (не более 3 мин., 1 мин. – на подготовку).
- 8.Необходимо обратить внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Обратить внимание о необходимости включить все пункты этого плана в свой ответ.
Каждая тема сопровождается специальным значком:
Фотоаппарат – описание.
Камера – повествование.
Вопрос – рассуждение.
Даже слабый ребенок справится с этим заданием, так как у него будет «спасательный круг» - инструкция: «Не забудьте описать», «Не забудьте рассказать», «Не забудьте дать ответы на вопросы»
Монолог. (Описание)
1.Рассмотрите фотографию очень внимательно. Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы:
кто изображён на фотографии и чем он занят?
о чём, возможно, думает?
какие чувства скорее всего испытывает?
Монолог. (Повествование)
1. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
Карточка участника
Тема 2. Любимый актёр
Расскажите о своём любимом актёре.
Не забудьте рассказать:
* кто Ваш любимый актёр или актриса;
* в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие;
* какая роль в исполнении этого актёра Вам нравится больше всего и почему;
*что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра
Монолог. (Рассуждение)
Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?
Не забудьте дать ответы на вопросы.
* Для чего в школе нужны перемены?
* Сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему?
* Сколько времени должны длиться перемены? Почему?
* Как должна проходить перемена?
Предупредить, что высказывание не должно занимать более 3 минут.
- 9.Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ.
Во время диалога экзаменатор эмоционально поддерживает ученика.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста:
- смысловая цельность;
- членимость;
- законченность.
Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Предмет оценки:
Речевое оформление высказывания
• Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;
• правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка;
• запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);
• точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.
Типичные ошибки:
- тветы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
- маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
• большое количество неоправданных пауз в речи;
• большое количество речевых и грамматических ошибок.
• отсутствие смысловой цельности – это несоблюдение в монологе одной и той же темы.
• неполная речевая связность – это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).
• непоследовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом со смысловыми «провалаит» между ними.
(!) Перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
- 10.Необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником: в рамках диалога должны быть заданы три вопроса (не менее двух вопросов) 3 мин.
10.Как только Ваш монолог закончился, экзаменатор сразу переходит к заданию 4: задаёт вопросы для диалога. Учтите, что экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Это испытание длится 3 минуты.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
К числу типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога
задания 4 можно отнести:
• неумение создать атмосферу «живой» беседы;
• отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
• вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
• неумение стимулировать речь учащегося;
• неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося,
в которой он не боится устного ответа
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов из максимального – 19 баллов.
Рекомендации педагогу по оперативной подготовке к итоговому собеседованию
Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам).
Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.
Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.
Объясните, что подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.
Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (Разрозненные высказывания по пунктам плана — распространенная ошибка в этом задании).
Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки — эта формулировка станет основой всего монолога.
Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных пауз.
Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения.
Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм.
Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты.
Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).
Настройте школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.