Печать
Категория: Методическая копилка
Просмотров: 143

Методические рекомендации для руководителей школьных методических объединений учителей русского языка в 2018-2019 учебном году

«Организация работы школьных методических объединений русского языка»

Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия.

Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

 

Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами:

Школьное методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Целью деятельности школьного методического объединения является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащихся, практического решения проблем межпредметных связей, осуществления преемственности между ступенями обучения.

В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

Содержание и основные формы деятельности методического объединения.

В содержание деятельности методического объединения входят:

Основными формами работы методического объединения являются:

Документация методического объединения.

К документации методического объединения относятся:

Планирование работы ШМО.

1. Нормативные документы (федеральные, республиканские, муниципальные, школьные).

2. Рекомендации РИПКРО, муниципальных методцентров.

3. План работы общеобразовательного учреждения.

4. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ШМО за предыдущий учебный год.

5. Анализ затруднений педагогов ШМО.

Наиболее распространенные ошибки при планировании:

 

Рекомендации к составлению плана работы ШМО.

План работы ШМО на учебный год может быть составлен по основным направлениям деятельности ШМО и включать следующие разделы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

1.

Организационная работа ШМО

- аттестация учителей;

- олимпиады, конкурсы, конференции;

- курсовая подготовка членов ШМО;

- работа с молодыми учителями.

2.

Информационная работа ШМО

- изучение нормативных документов;

- изучение новинок психолого-педагогической и методической литературы, наиболее ценного педагогического опыта;

- изучение новых педагогических технологий;

- формирование банков данных по различным направлениям деятельности;

- информационная работа с родителями, учащимися.

3.

Методическая работа

- заседания ШМО;

- изучение актуального педагогического опыта;

- работа с молодыми учителями;

- проведение предметных недель;

- открытые уроки педагогов;

- апробация современных педагогических технологий

4.

Диагностико-аналитическая деятельность

- изучение затруднений педагогов

- анализ уровня обученности учащихся (по результатам контрольных работ, итоговых оценок, результатам экзаменов)

- анализ деятельности ШМО.

Формы организации и проведения заседаний ШМО:

Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель ШМО, учителя-предметники заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.

Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые уроки, занятия элективных курсов, внеклассные мероприятия и т. д.).

Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов ШМО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.

Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме эксперимента). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.

Деловая игра – форма заседания, в которой учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги. Необходима самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов.

Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным учителям свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы. Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит задача – найти адекватные формы и способы представления своего опыта.

Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.

Независимо от выбранной формы заседания, по его итогам принимаются решения, которые обязательны для всех членов ШМО. При этом на следующих заседаниях необходимо предусмотреть отчеты о выполнении предыдущих решений.

Приложение 1

Примерная тематика обсуждения вопросов на ШМО учителей русского языка:

  1. 1.Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.
  2. 2.Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей с учетом базовых принципов, целей, задач и направлений системы преподавания русского языка и литературы в рамках Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
  3. 3.Особенности формирования метапредметных умений у обучающихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.
  4. 4.Использование результатов независимых оценочных процедур (ГИА, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования в области преподавания русского языка.
  5. 5.Анализ нормативно – правовой базы, современной научной и методической литературы по вопросам независимой оценки качества образования в области преподавания русского языка.
  6. 6.Обзор Интернет-ресурсов по использованию результатов независимых оценочных процедур ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), ВПР в области преподавания русского языка. Использование материалов в урочной и внеурочной деятельности.
  7. 7.Анализ итогов работы методического объединения прошлого учебного года, обсуждение и утверждение задач, основных направлений работы, плана работы методического объединения на текущий учебный год.
  8. 8.Самообразование как необходимое условие личностно-профессионального роста учителя русского языка. Составление перечня актуальных тем для самообразования (в соответствии с современными тенденциями в области преподавания русского языка. Определение тем, соответствующих индивидуальным интересам и образовательным потребностям каждого педагога.
  9. 9.Подготовка к итоговой аттестации: ОГЭ и качество образования в области преподавания русского языка. Организационно-технологическое обеспечение подготовки и проведения ОГЭ.
  10. 10.Подготовка к итоговой аттестации: ЕГЭ и качество образования в области преподавания русского языка. Организационно-технологическое обеспечение подготовки и проведения ЕГЭ.
  11. 11. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ОГЭ. Содержание и структура тестовых заданий по предмету.
  12. 12.Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ЕГЭ. Содержание и структура тестовых заданий по предмету.
  13. 13.Дискуссии вокруг устной части ОГЭ.
  14. 14.Открытое занятие по теме «Проблемы подготовки к ОГЭ по русскому языку».
  15. 15.Открытое занятие по теме «Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
  16. 16.Круглый стол по теме «Проблемы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
  17. 17.Изучение нормативных документов федерального, республиканского, муниципального, школьного уровней по организации и проведению итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ,, изучение демоверсий, изучение документов по заполнению бланков. Методические рекомендаций по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
  18. 18.Составление, утверждение плана подготовки к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. Создание методических материалов для осуществления качественной подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Организация консультаций по заданиям различной сложности в рамках подготовки к ГИА.
  19. 19.Подготовка, проведение диагностики, анализ результатов входного контроля по русскому языку на начало учебного года.
  20. 20.Составление плана, утверждение, организация работы с одаренными детьми по русскому языку в новом учебном году.
  21. 21.Подготовка, проведение, анализ результатов участия учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, республиканский этапы).
  22. 22.Подготовка и участие учащихся в дистанционных интернет-конкурсах, олимпиадах по русскому языку: обзор интернет-сайтов.
  23. 23.Планирование и организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по русскому языку в течение нового учебного года.
  24. 24.Планирование, подготовка и проведение предметной недели русского языка.
  25. 25.О подготовке, оформлении и представлении инновационного опыта учителей русского языка.
  26. 26.Планирование и организация взаимопосещения уроков с целью обмена опытом работы на новый учебный год.
  27. 27.Обзор и представление интернет-сайтов, представляющих методические материалы по преподаванию русского языка в школе.
  28. 28.Планирование и организация проектной деятельности учащихся по русскому языку.
  29. 29.Планирование, подготовка и анализ проведения пробного итогового сочинения в 11 классах.
  30. 30.Подготовка и проведение контрольных срезов по русскому языку за учебные периоды.
  31. 31.Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.
  32. 32.Обсуждение и изучение требований к современному уроку русского языка.
  33. 33.Подготовка и участие во Всероссийском тотальном диктанте.
  34. 34.Подготовка к промежуточной аттестации учащихся 5-8, 10 классов.
  35. 35.Анализ выполнения учебных программ по русскому языку и литературе за учебный год
  36. 36.Преемственность в обучении между начальной и основной школой. Посещение уроков в 4-х классов будущими учителями-предметниками основной школы
  37. 37.Анализ результативности работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2016 – 2017 учебный год.
  38. 38.Предварительное планирование работы на новый учебный год. Разработка методической темы МО на новый учебный год, методических тем самообразования учителей русского языка и литературы.
  39. 39.Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
  40. 40.Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.
  41. 41.Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми обучающимися на уроках русского языка.
  42. 42.Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.
  43. 43.Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (мастер-класс).
  44. 44.Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка (мастер-класс).

Приложение 2

Положение о школьном методическом объединении

учителей русского языка и литературы

Положение о методическом объединении учителей русского языка и литературы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическое объединение (МО) русского языка и литературы – структурное подразделение внутришкольной системы управления научно-методической службы школы, создается из состава преподавателей русского языка и литературы.

Методическое объединение координирует научно-методическую и организационную работу учителей русского языка и литературы в разных возрастных ступенях.

Работу МО организует руководитель МО.

Вся деятельность МО осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы на текущий год.

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Основными направлениями деятельности МО являются

3. ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В работе методического объединения учителей русского языка и литературы в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое объединение

МО учителей русского языка и литературы избирает руководителя.

План работы методического объединения утверждается заместителем директора школы по научно-методической работе.

За учебный год проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Заседания методического объединения учителей оформляются в виде протоколов.

5. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Работа методического объединения русского языка и литературы организуется на основе планирования, отражающего

Методическое объединение учителей организует семинарские занятия, цикл открытых уроков по определенным педагогическим технологиям в образовании и в обучении русскому языку и литературе.

Одной из функциональных обязанностей методического объединения учителей является разработка системы внеклассной работы по предмету, определение ее ориентации, идеи.

6. ПРАВА МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое объединение русского языка и литературы имеет право давать рекомендации руководству по распределению учебной нагрузки по предмету при тарификации, распределять методическую работу среди педагогов.

Методическое объединение решает вопрос о возможности организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при наличии достаточных средств обучения (при условии внесения соответствующих изменений в устав).

Методическое объединение учителей выбирает и рекомендует всему педагогическому коллективу систему промежуточной аттестации обучающихся, определяет критерии оценок.

7. ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Каждый учитель обязан:

8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Руководитель методического объединения отвечает за текущее и перспективное планирование, подготовку, проведение, диагностику и анализ деятельности МО (в разрезе 3-х лет); своевременное составление документации о работе объединения; организацию аттестации учителей; наполнение "Методической копилки".

Руководитель МО назначается приказом по школе сроком на один учебный год.

Руководитель МО подчиняется непосредственно администратору, курирующему данное МО.

9. СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ МО

1. Вступительное слово руководителя методического объединения о проблеме и цели заседания.

2. Выступление по теме заседания (теоретическая часть).

3. Обмен опытом работы учителей (практическая часть).

4. Обзор методической литературы.

5. Текущие вопросы.

6. Рекомендации, сроки исполнения, ответственные (конкретно).

Заседания МО проводятся не реже 4-х раз в год. Обязательны заседания МО по планированию работы на учебный год и проведению итогов работы за предыдущий учебный год.

10. ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

Приложение 3

Должностная инструкция руководителя школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Исполнение обязанностей руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя методического объединения его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Руководитель методического объединения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.3. Руководитель методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора (научно-методическая работа).

1.4. В своей деятельности руководитель методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Руководителя методического объединения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

 

2. ФУНКЦИИ

Основной целью деятельности руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы является организация методической работы закрепленной группы учителей, руководство этой работой и контроль за ее выполнением.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. анализирует:

3.2. прогнозирует последствия запланированной методической работы;

3.3. планирует и организует:

3.4. координирует:

3.5. руководит работой методического объединения;

3.6. контролирует:

3.7. принимает участие в:

3.8. консультирует педагогов своего методического объединения по вопросам методической работы;

3.9. оценивает и экспертирует методические разработки учителей своего методического объединения

3.10. редактирует подготовленные к изданию методические материалы своего методического объединения.

 

4. ПРАВА

 

Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:

4.1.присутствовать:

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.3. принимать участие:

4.5. вносить предложения:

4.6. контролировать и оценивать:

4.7. запрашивать:

4.8. требовать от закрепленных педагогов соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);

4.9. повышать свою квалификацию.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, председатель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, председатель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса председатель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, председатель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

 

Руководитель методического объединения:

6.1. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (учебно-воспитательная работа)

6.2. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;

6.3. получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.4. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;

6.5. передает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

С инструкцией ознакомлен: