Методические рекомендации для руководителей школьных методических объединений учителей русского языка в 2018-2019 учебном году

«Организация работы школьных методических объединений русского языка»

Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия.

Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

 

Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами:

  • научности - т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;
  • гуманитаризации – основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
  • системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;
  • актуальности и востребованности, т.е. направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т. д.;
  • культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.

Школьное методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Целью деятельности школьного методического объединения является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащихся, практического решения проблем межпредметных связей, осуществления преемственности между ступенями обучения.

В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности; организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;
  • создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда; изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
  • обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

Содержание и основные формы деятельности методического объединения.

В содержание деятельности методического объединения входят:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • отбор содержания и составления рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровневого их преподавания;
  • анализ авторских программ и методик учителей;
  • утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
  • проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;
  • организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ;
  • обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
  • методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
  • организация работы по накоплению дидактического материала;
  • ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;
  • проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель (декад) в образовательном учреждении;
  • работа по активизации творческого потенциала учителей.

Основными формами работы методического объединения являются:

  • заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
  • «круглые столы», семинары по учебно-методическим проблемам, творческие отчеты учителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
  • предметные недели (декады);
  • взаимопосещение уроков;
  • организационно-деятельностные игры.

Документация методического объединения.

К документации методического объединения относятся:

  • приказ директора образовательного учреждения о создании методического объединения;
  • приказ о назначении на должность руководителя методического объединения;
  • Положение о методическом объединении;
  • банк данных об учителях, входящих в методическое объединение;
  • анализ работы методического объединения за прошедший учебный год с указанием:
  • выполнения плана работы методического объединения;
  • опыт методического объединения и отдельных учителей;
  • анализ динамики оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
  • анализ оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);
  • анализ проведения открытых уроков;
  • итогов взаимопосещения уроков;
  • состояние материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддерживанию;
  • тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
  • «План работы методического объединения» в новом учебном году, темы самообразования учителей на текущий учебный год;
  • «План работы с молодыми учителями»;
  • «План проведения предметной недели или декады»;
  • «План-сетку работы МО на каждый месяц;
  • «График прохождения аттестации» учителей;
  • «График повышения квалификации» учителей;
  • «Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении» по предмету;
  • сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены методического объединения;
  • «График проведения административных контрольных работ на учебный год»;
  • протоколы заседаний методического объединения.

Планирование работы ШМО.

1. Нормативные документы (федеральные, республиканские, муниципальные, школьные).

2. Рекомендации РИПКРО, муниципальных методцентров.

3. План работы общеобразовательного учреждения.

4. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ШМО за предыдущий учебный год.

5. Анализ затруднений педагогов ШМО.

Наиболее распространенные ошибки при планировании:

  • отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;
  • ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие – безынициативность;
  • примитивность планирования;
  • неумение привлекать к планированию педагогов;
  • неконкретность и неопределенность;
  • не учитываются результаты диагностики интересов и запросов учителей;
  • недостаточная работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • не обсуждаются результаты курсовой подготовки педагогов.

 

Рекомендации к составлению плана работы ШМО.

План работы ШМО на учебный год может быть составлен по основным направлениям деятельности ШМО и включать следующие разделы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

1.

Организационная работа ШМО

- аттестация учителей;

- олимпиады, конкурсы, конференции;

- курсовая подготовка членов ШМО;

- работа с молодыми учителями.

2.

Информационная работа ШМО

- изучение нормативных документов;

- изучение новинок психолого-педагогической и методической литературы, наиболее ценного педагогического опыта;

- изучение новых педагогических технологий;

- формирование банков данных по различным направлениям деятельности;

- информационная работа с родителями, учащимися.

3.

Методическая работа

- заседания ШМО;

- изучение актуального педагогического опыта;

- работа с молодыми учителями;

- проведение предметных недель;

- открытые уроки педагогов;

- апробация современных педагогических технологий

4.

Диагностико-аналитическая деятельность

- изучение затруднений педагогов

- анализ уровня обученности учащихся (по результатам контрольных работ, итоговых оценок, результатам экзаменов)

- анализ деятельности ШМО.

Формы организации и проведения заседаний ШМО:

Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель ШМО, учителя-предметники заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.

Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые уроки, занятия элективных курсов, внеклассные мероприятия и т. д.).

Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов ШМО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.

Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме эксперимента). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.

Деловая игра – форма заседания, в которой учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги. Необходима самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов.

Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным учителям свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы. Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит задача – найти адекватные формы и способы представления своего опыта.

Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.

Независимо от выбранной формы заседания, по его итогам принимаются решения, которые обязательны для всех членов ШМО. При этом на следующих заседаниях необходимо предусмотреть отчеты о выполнении предыдущих решений.

Приложение 1

Примерная тематика обсуждения вопросов на ШМО учителей русского языка:

  1. 1.Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.
  2. 2.Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей с учетом базовых принципов, целей, задач и направлений системы преподавания русского языка и литературы в рамках Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
  3. 3.Особенности формирования метапредметных умений у обучающихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.
  4. 4.Использование результатов независимых оценочных процедур (ГИА, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования в области преподавания русского языка.
  5. 5.Анализ нормативно – правовой базы, современной научной и методической литературы по вопросам независимой оценки качества образования в области преподавания русского языка.
  6. 6.Обзор Интернет-ресурсов по использованию результатов независимых оценочных процедур ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), ВПР в области преподавания русского языка. Использование материалов в урочной и внеурочной деятельности.
  7. 7.Анализ итогов работы методического объединения прошлого учебного года, обсуждение и утверждение задач, основных направлений работы, плана работы методического объединения на текущий учебный год.
  8. 8.Самообразование как необходимое условие личностно-профессионального роста учителя русского языка. Составление перечня актуальных тем для самообразования (в соответствии с современными тенденциями в области преподавания русского языка. Определение тем, соответствующих индивидуальным интересам и образовательным потребностям каждого педагога.
  9. 9.Подготовка к итоговой аттестации: ОГЭ и качество образования в области преподавания русского языка. Организационно-технологическое обеспечение подготовки и проведения ОГЭ.
  10. 10.Подготовка к итоговой аттестации: ЕГЭ и качество образования в области преподавания русского языка. Организационно-технологическое обеспечение подготовки и проведения ЕГЭ.
  11. 11. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ОГЭ. Содержание и структура тестовых заданий по предмету.
  12. 12.Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ЕГЭ. Содержание и структура тестовых заданий по предмету.
  13. 13.Дискуссии вокруг устной части ОГЭ.
  14. 14.Открытое занятие по теме «Проблемы подготовки к ОГЭ по русскому языку».
  15. 15.Открытое занятие по теме «Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
  16. 16.Круглый стол по теме «Проблемы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
  17. 17.Изучение нормативных документов федерального, республиканского, муниципального, школьного уровней по организации и проведению итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ,, изучение демоверсий, изучение документов по заполнению бланков. Методические рекомендаций по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
  18. 18.Составление, утверждение плана подготовки к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. Создание методических материалов для осуществления качественной подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Организация консультаций по заданиям различной сложности в рамках подготовки к ГИА.
  19. 19.Подготовка, проведение диагностики, анализ результатов входного контроля по русскому языку на начало учебного года.
  20. 20.Составление плана, утверждение, организация работы с одаренными детьми по русскому языку в новом учебном году.
  21. 21.Подготовка, проведение, анализ результатов участия учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, республиканский этапы).
  22. 22.Подготовка и участие учащихся в дистанционных интернет-конкурсах, олимпиадах по русскому языку: обзор интернет-сайтов.
  23. 23.Планирование и организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по русскому языку в течение нового учебного года.
  24. 24.Планирование, подготовка и проведение предметной недели русского языка.
  25. 25.О подготовке, оформлении и представлении инновационного опыта учителей русского языка.
  26. 26.Планирование и организация взаимопосещения уроков с целью обмена опытом работы на новый учебный год.
  27. 27.Обзор и представление интернет-сайтов, представляющих методические материалы по преподаванию русского языка в школе.
  28. 28.Планирование и организация проектной деятельности учащихся по русскому языку.
  29. 29.Планирование, подготовка и анализ проведения пробного итогового сочинения в 11 классах.
  30. 30.Подготовка и проведение контрольных срезов по русскому языку за учебные периоды.
  31. 31.Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.
  32. 32.Обсуждение и изучение требований к современному уроку русского языка.
  33. 33.Подготовка и участие во Всероссийском тотальном диктанте.
  34. 34.Подготовка к промежуточной аттестации учащихся 5-8, 10 классов.
  35. 35.Анализ выполнения учебных программ по русскому языку и литературе за учебный год
  36. 36.Преемственность в обучении между начальной и основной школой. Посещение уроков в 4-х классов будущими учителями-предметниками основной школы
  37. 37.Анализ результативности работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2016 – 2017 учебный год.
  38. 38.Предварительное планирование работы на новый учебный год. Разработка методической темы МО на новый учебный год, методических тем самообразования учителей русского языка и литературы.
  39. 39.Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
  40. 40.Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.
  41. 41.Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми обучающимися на уроках русского языка.
  42. 42.Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.
  43. 43.Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (мастер-класс).
  44. 44.Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка (мастер-класс).

Приложение 2

Положение о школьном методическом объединении

учителей русского языка и литературы

Положение о методическом объединении учителей русского языка и литературы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическое объединение (МО) русского языка и литературы – структурное подразделение внутришкольной системы управления научно-методической службы школы, создается из состава преподавателей русского языка и литературы.

Методическое объединение координирует научно-методическую и организационную работу учителей русского языка и литературы в разных возрастных ступенях.

Работу МО организует руководитель МО.

Вся деятельность МО осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы на текущий год.

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Основными направлениями деятельности МО являются

  • получение полной и объективной информации о новинках, разработках и опыте работы других образовательных учреждений в области гуманитарного образования, информации о материалах методической литературы по русскому языку и литературе;
  • получение полной объективной информации о работе учителей русского языка и литературы;
  • анализ работы учителей русского языка и литературы и распространение их опыта среди коллег;
  • методическая помощь «молодым педагогам»;
  • планирование работы учителей русского языка и литературы в творческих группах с целью выявления творческих способностей учащихся;
  • осуществление межпредметных связей в образовательных предметах и учебных планах, реализуемых в школе;
  • организация помощи в создании дидактического материала в кабинетах русского языка и литературы;
  • совершенствование профессионального мастерства учителей русского языка и литературы.

3. ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В работе методического объединения учителей русского языка и литературы в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;
  • отбор содержания и составление учебных программ по русскому языку и литературе с учетом вариативности и разноуровневости;
  • утверждение индивидуальных планов работ по предмету; анализ авторских программ и методик;
  • утверждение аттестационного материала для промежуточного и итогового контроля;
  • ознакомление с анализом состояния преподавания русского языка и литературы по итогам внутришкольного контроля;
  • взаимопосещение уроков русского языка и литературы по определенной тематике с последующим самоанализом достигнутых результатов;
  • организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;
  • изучение передового педагогического опыта;
  • экспериментальная работа по предмету;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации учащихся по русскому языку и литературе;
  • ознакомление с методическими разработками различных авторов;
  • анализ методов преподавания русского языка и литературы;
  • отчеты о профессиональном самообразовании учителей;
  • работа на курсах повышения квалификации;
  • отчеты о творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель в школе;
  • организация и проведение школьного этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров;
  • вопросы состояния внеклассной работы по предмету (факультативные курсы, кружки и т. п.);
  • укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие требованиям к учебному кабинету, к оснащению урока.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое объединение

  • проводит проблемный анализ деятельности учителей русского языка и литературы;
  • проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы по русскому языку, обеспечивающие усвоение учащимися требований государственных образовательных стандартов по предмету;
  • вносит предложения по организации и содержанию аттестации педагогов;
  • вносит предложения по организации и содержанию исследований, ориентированных на повышение качества обученности учащихся по русскому языку и литературе в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям, организует их разработку и освоение;
  • разрабатывает методические рекомендации для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения русского языка и литературы,
  • организует работу методических семинаров для начинающих учителей, а также по обмену передовым опытом.

МО учителей русского языка и литературы избирает руководителя.

План работы методического объединения утверждается заместителем директора школы по научно-методической работе.

За учебный год проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Заседания методического объединения учителей оформляются в виде протоколов.

5. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Работа методического объединения русского языка и литературы организуется на основе планирования, отражающего

  • план работы школы,
  • рекомендации городского методического кабинета,
  • методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей.

Методическое объединение учителей организует семинарские занятия, цикл открытых уроков по определенным педагогическим технологиям в образовании и в обучении русскому языку и литературе.

Одной из функциональных обязанностей методического объединения учителей является разработка системы внеклассной работы по предмету, определение ее ориентации, идеи.

6. ПРАВА МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое объединение русского языка и литературы имеет право давать рекомендации руководству по распределению учебной нагрузки по предмету при тарификации, распределять методическую работу среди педагогов.

Методическое объединение решает вопрос о возможности организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при наличии достаточных средств обучения (при условии внесения соответствующих изменений в устав).

Методическое объединение учителей выбирает и рекомендует всему педагогическому коллективу систему промежуточной аттестации обучающихся, определяет критерии оценок.

7. ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Каждый учитель обязан:

  • участвовать в деятельности методического объединения,
  • иметь собственную программу профессионального самообразования;
  • участвовать в заседаниях методического объединения, практических семинарах и т. д.;
  • активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятий по предмету), стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
  • знать тенденции развития методики преподавания предмета,
  • нормативные документы, методические требования к категориям;
  • владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Руководитель методического объединения отвечает за текущее и перспективное планирование, подготовку, проведение, диагностику и анализ деятельности МО (в разрезе 3-х лет); своевременное составление документации о работе объединения; организацию аттестации учителей; наполнение "Методической копилки".

Руководитель МО назначается приказом по школе сроком на один учебный год.

Руководитель МО подчиняется непосредственно администратору, курирующему данное МО.

9. СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ МО

1. Вступительное слово руководителя методического объединения о проблеме и цели заседания.

2. Выступление по теме заседания (теоретическая часть).

3. Обмен опытом работы учителей (практическая часть).

4. Обзор методической литературы.

5. Текущие вопросы.

6. Рекомендации, сроки исполнения, ответственные (конкретно).

Заседания МО проводятся не реже 4-х раз в год. Обязательны заседания МО по планированию работы на учебный год и проведению итогов работы за предыдущий учебный год.

10. ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  • методические сессии, конференции, студии;
  • дидактические трибуны;
  • тренинги;
  • мастер - классы;
  • обзор идей;
  • экспресс – анкеты;
  • деловые игры;
  • практикумы, семинары; «мозговой штурм».

 

 

Приложение 3

Должностная инструкция руководителя школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Исполнение обязанностей руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя методического объединения его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Руководитель методического объединения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.3. Руководитель методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора (научно-методическая работа).

1.4. В своей деятельности руководитель методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Руководителя методического объединения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

 

2. ФУНКЦИИ

Основной целью деятельности руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы является организация методической работы закрепленной группы учителей, руководство этой работой и контроль за ее выполнением.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. анализирует:

  • проблемы и результаты методической работы закрепленной группы учителей;
  • форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности (не менее 60 часов в год);

3.2. прогнозирует последствия запланированной методической работы;

3.3. планирует и организует:

  • текущее и перспективное планирование деятельности закрепленных педагогов;
  • разработку необходимой методической документации;
  • осуществление контроля за выполнением программы и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у закрепленных педагогов;
  • работу по подготовке и проведению административных контрольных работ;
  • повышение квалификации и профессионального мастерства закрепленных педагогов;

3.4. координирует:

  • разработку необходимой методической документации закрепленными педагогами;
  • работу закрепленных учителей по выполнению учебных планов и программ;

3.5. руководит работой методического объединения;

3.6. контролирует:

  • работу своего методического объединения;
  • объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у учителей своего методического объединения;

3.7. принимает участие в:

  • разработке методических документов, обеспечивающих учебный процесс;
  • корректировке планов и программ педагогов своего методического объединения;
  • заседаниях методического объединения и методического совета;

3.8. консультирует педагогов своего методического объединения по вопросам методической работы;

3.9. оценивает и экспертирует методические разработки учителей своего методического объединения

3.10. редактирует подготовленные к изданию методические материалы своего методического объединения.

 

4. ПРАВА

 

Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:

4.1.присутствовать:

  • на занятиях учителей своего методического объединения, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.3. принимать участие:

  • в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в аттестации педагогов;
  • в работе Педагогического совета;
  • в подборе и расстановке педагогических кадров своего методического объединения;

4.5. вносить предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических проектов учителей своего методического объединения;
  • о поощрении, моральном и материальном стимулировании учителей своего методического объединения;
  • по совершенствованию учебно-методической работы;

4.6. контролировать и оценивать:

  • процесс и результаты групповой и индивидуальной учебно-методической работы, учителей своего методического объединения;

4.7. запрашивать:

  • для контроля и внесения корректив рабочую документацию у непосредственных подчиненных;
  • у администрации информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.8. требовать от закрепленных педагогов соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);

4.9. повышать свою квалификацию.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, председатель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, председатель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса председатель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, председатель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

 

Руководитель методического объединения:

6.1. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (учебно-воспитательная работа)

6.2. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;

6.3. получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.4. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;

6.5. передает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

С инструкцией ознакомлен:

minist