Печать
Категория: Методическая копилка
Просмотров: 152
Тменов Алексей Борисович,
заведующий кафедрой гуманитарных наук,
кандидат педагогических наук
ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский институт
повышения квалификации работников образования

Повышение эффективности и качества учебного процесса по предмету «Русский язык» одна из основных задач, стоящих перед школьным образованием. Основным критерием качественного анализа деятельности учителя должны быть реальные результаты учебного процесса, степень глубины и прочности усвоения учащимися учебного материала с необходимым формированием универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Сложившаяся традиционная практика обучения русскому языку не в полной мере реализует данное стратегическое направление. Основываясь на учете и анализе тенденций и подходов к совершенствованию процесса обучения русскому языку рассмотрим проблему повышения качества образования на основе адаптации учебного процесса к индивидуальным механизмам усвоения учащихся.

За основу адаптивной системы обучения русскому языку берется системный подход управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представляющий собой следующую структуру:

  1. 1.Определение цели: (предметные, личностные, метапредметные): однозначно понимаемая цель.
  2. 2.Наличие информации об исходном (наличном) состоянии объекта управления – уровне подготовленности учащихся.
  3. 3.Разработка программы воздействия на учащихся с учетом знания объекта управления.
  4. 4.Реализация программы воздействия: перевод учащихся из режима «незнания» в режим «знание» с пониманием переходных состояний.
  5. 5.Получение и обработка обратной связи от учащихся об успешности усвоения (исходной, промежуточной, итоговой): получение по определенной системе характеристик информации о ходе изменения объекта –качества усвоения.
  6. 6.Реализация корректирующих воздействий в программе реализации на объект.
  7. 7.Соотнесение результатов с поставленной целью.

Данный системный подход к моделированию и реализации современного урока русского языка должен опираться на адаптацию учебно-познавательной деятельности к индивидуальным механизмам усвоения учащихся. Речь идет о тех механизмах усвоения знаний, по которым обычно различают различные теоретические школы в отечественной психолого-педагогической науки.

Кратко определим эти механизмы и продемонстрируем на конкретном примере урока русского языка закономерности их использования и применения.

  1. 1.Создание проблемных ситуаций (И.И. Махмутов «Проблемное обучение»): тематическая направленность, содержательная значимость, организационная компактность, посильность, использование связей перспективного характера (связь с учебным материалом, который будет изучаться на данном уроке);
  2. 2.Формирование ассоциаций в представляемом для анализа учебном материале (П.А. Шеварев, Ю.А. Самарин «Ассоциативно-рефлекторна теория»): преобразование и представление учебного материала, ориентированных на формирование у учащихся ассоциаций по сходству и различию.
  3. 3.Вывод учащихся на теоретические содержательные обобщения (В.В. Давыдов «Теория формирования теоретического мышления»): представление преобразованного учителем учебного материала таким образом, чтобы учащиеся выявили и зафиксировали ведущую теоретическую закономерность и зафиксировали выявленную закономерность в определенной знаковой форме, усвоение от практики к теории, от частного к общему.
  4. 4.Алгоритмизация нового знания: создание знаковых алгоритмов: определенных предписаний, позволяющих обеспечить верный результат.
  5. 5.Механизм интериоризации ( П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина «Теория поэтапного формирования умственных действий»): обеспечение перевода нового учебного материала во внутренний план, в конечном итоге – усвоение нового.
  6. 6.Взаимодействие репродуктивной, репродуктивно-преобразовательной и продуктивной деятельности при ведущей роли продуктивной деятельности.

Таким образом, для моделирования современного урока русского языка необходимо знание вышеназванных механизмов усвоения (создание проблемных ситуаций, формирование ассоциаций в представляемом для анализа учебном материале, вывод учащихся на теоретические содержательные обобщения на основе преобразованного учителем и представленного учащимся нового учебного материала, создание алгоритмов использования нового знания, обеспечение перевода нового знания во внутренний умственный план) и их реализацию в пространстве урока на основе системного подхода.

Рассмотрим данную методологическую установку на примере уроков русского языка.

«Правописание двухвариантных приставок на-з, -с»

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

! проблемное обучение: создание проблемной ситуации – в систему известных элементов последним вводится неизвестный элемент: И, И, И, Н

Словарный объяснительный диктант: объяснить правописание слов, выделить орфограмму в словах:

Сдавить, осмотреть, подшутить, подозвать, перепрыгнуть, безвкусный

Безвкусный

без

бес

альтернативные условия выбора

!: тематическая направленность, содержательная значимость, организационная компактность, посильность, использование связей перспективного характера (связь с учебным материалом, который будет изучаться на данном уроке).

III.Объяснение нового учебного материала

! ассоциативное обучение (ассоциации по сходству и различию): преобразование и представление учебного материала, ориентированных на формирование у учащихся ассоциаций по сходству и различию.

! теория содержательных теоретических обобщений: преобразовать языковой материал: представление преобразованного учителем учебного материала таким образом, чтобы учащиеся выявили и зафиксировали ведущую теоретическую закономерность и зафиксировали выявленную закономерность в определенной знаковой форме, усвоение от практики к теории, от частного к общему.

Безболезненный                                                            беспокойный

Избегать                                                                           исполнить

Разжалобить                                                                   растолковать

Возделывать                                                                   воспитывать

Вздрогнуть                                                                       вскричать

Низвергать                                                                      нисходить

чрезмерный                                                                    чересчур

…З- ----- звон.                                                           …С-  ------ глух.

!: использование метода наводящих вопросов для формулирования содержательных теоретических обобщений и фиксирование в знаковой форме:

- Выделить приставки;

- Что объединяет приставки первого столбца? (все приставки слов первого столбца оканчиваются на букву –З);

- Что объединяет приставки второго столбца? (все приставки слов второго столбца оканчиваются на букву –С);

- Чем различаются приставки первого и второго столбцов: какими последними буквами приставки? (Слова первого и второго столбцов различаются буквами –З и –С);

- Какой звук по звонкости – глухости обозначает следующая за приставкой буква в словах первого столбца? (следующая за приставкой буква по звонкости – глухости обозначает звонкий звук);

- Какой звук по звонкости – глухости обозначает следующая за приставкой буква в словах второго столбца? (следующая за приставкой буква по звонкости – глухости обозначает глухой звук);

- Какой общий вывод о значимости влияния последующей за приставкой буквы, обозначающей звук по звонкости-глухости, можно сделать?

(буква, обозначающая звонкий звук, следующая за приставкой, определяет написание на конце приставки буквы З;

буква, обозначающая глухой звук, следующая за приставкой, определяет написание на конце приставки буквы С)

! формирование алгоритма: предписания: текстового или знакового.

Комментарий слова «Безвкусный» с выбором правильного ответа и объяснение.

IY. Закрепление нового учебного материала.

! взаимодействие репродуктивной, репродуктивно-преобразовательной и продуктивной деятельности: соответствие объяснительному, выборочному и творческому диктантам.

  1. 1.Объяснительный диктант (репродуктивная деятельность): записать, объяснить правописание двухвариантной приставки.
  2. 2.Выборочный диктант (репродуктивно-преобразовательная деятельность):

а) диктуемые учителем слова выписать в два столбца

…З -

…С -

 

 

б) из диктуемых учителем предложений выписать на слух слова с двухвариантными приставками в два столбца

…З -

…С -

 

 

  1. 3.Творческий диктант (продуктивная деятельность): создать связный текст из пяти предложений с максимальным использованием слов с двухвариантными приставками.

Использование модели адаптации к индивидуальным механизмам усвоения на основе системного подхода при моделировании современного урока русского языка, мы считаем весьма эффективным и применимым для всех разделов русского языка. Данная технология апробирована на протяжении длительного времени и убеждает в перспективности использования, обеспечивая высокие качественные результаты обучения.

Скачать презентацию