Повышение эффективности и качества учебного процесса по предмету «Русский язык» одна из основных задач, стоящих перед школьным образованием. Основным критерием качественного анализа деятельности учителя должны быть реальные результаты учебного процесса, степень глубины и прочности усвоения учащимися учебного материала с необходимым формированием универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Сложившаяся традиционная практика обучения русскому языку не в полной мере реализует данное стратегическое направление. Основываясь на учете и анализе тенденций и подходов к совершенствованию процесса обучения русскому языку рассмотрим проблему повышения качества образования на основе адаптации учебного процесса к индивидуальным механизмам усвоения учащихся.
За основу адаптивной системы обучения русскому языку берется системный подход управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представляющий собой следующую структуру:
- 1.Определение цели: (предметные, личностные, метапредметные): однозначно понимаемая цель.
- 2.Наличие информации об исходном (наличном) состоянии объекта управления – уровне подготовленности учащихся.
- 3.Разработка программы воздействия на учащихся с учетом знания объекта управления.
- 4.Реализация программы воздействия: перевод учащихся из режима «незнания» в режим «знание» с пониманием переходных состояний.
- 5.Получение и обработка обратной связи от учащихся об успешности усвоения (исходной, промежуточной, итоговой): получение по определенной системе характеристик информации о ходе изменения объекта –качества усвоения.
- 6.Реализация корректирующих воздействий в программе реализации на объект.
- 7.Соотнесение результатов с поставленной целью.
Данный системный подход к моделированию и реализации современного урока русского языка должен опираться на адаптацию учебно-познавательной деятельности к индивидуальным механизмам усвоения учащихся. Речь идет о тех механизмах усвоения знаний, по которым обычно различают различные теоретические школы в отечественной психолого-педагогической науки.
Кратко определим эти механизмы и продемонстрируем на конкретном примере урока русского языка закономерности их использования и применения.
- 1.Создание проблемных ситуаций (И.И. Махмутов «Проблемное обучение»): тематическая направленность, содержательная значимость, организационная компактность, посильность, использование связей перспективного характера (связь с учебным материалом, который будет изучаться на данном уроке);
- 2.Формирование ассоциаций в представляемом для анализа учебном материале (П.А. Шеварев, Ю.А. Самарин «Ассоциативно-рефлекторна теория»): преобразование и представление учебного материала, ориентированных на формирование у учащихся ассоциаций по сходству и различию.
- 3.Вывод учащихся на теоретические содержательные обобщения (В.В. Давыдов «Теория формирования теоретического мышления»): представление преобразованного учителем учебного материала таким образом, чтобы учащиеся выявили и зафиксировали ведущую теоретическую закономерность и зафиксировали выявленную закономерность в определенной знаковой форме, усвоение от практики к теории, от частного к общему.
- 4.Алгоритмизация нового знания: создание знаковых алгоритмов: определенных предписаний, позволяющих обеспечить верный результат.
- 5.Механизм интериоризации ( П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина «Теория поэтапного формирования умственных действий»): обеспечение перевода нового учебного материала во внутренний план, в конечном итоге – усвоение нового.
- 6.Взаимодействие репродуктивной, репродуктивно-преобразовательной и продуктивной деятельности при ведущей роли продуктивной деятельности.
Таким образом, для моделирования современного урока русского языка необходимо знание вышеназванных механизмов усвоения (создание проблемных ситуаций, формирование ассоциаций в представляемом для анализа учебном материале, вывод учащихся на теоретические содержательные обобщения на основе преобразованного учителем и представленного учащимся нового учебного материала, создание алгоритмов использования нового знания, обеспечение перевода нового знания во внутренний умственный план) и их реализацию в пространстве урока на основе системного подхода.
Рассмотрим данную методологическую установку на примере уроков русского языка.
«Правописание двухвариантных приставок на-з, -с»
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
! проблемное обучение: создание проблемной ситуации – в систему известных элементов последним вводится неизвестный элемент: И, И, И, Н
Словарный объяснительный диктант: объяснить правописание слов, выделить орфограмму в словах:
Сдавить, осмотреть, подшутить, подозвать, перепрыгнуть, безвкусный
Безвкусный
без |
бес |
альтернативные условия выбора
!: тематическая направленность, содержательная значимость, организационная компактность, посильность, использование связей перспективного характера (связь с учебным материалом, который будет изучаться на данном уроке).
III.Объяснение нового учебного материала
! ассоциативное обучение (ассоциации по сходству и различию): преобразование и представление учебного материала, ориентированных на формирование у учащихся ассоциаций по сходству и различию.
! теория содержательных теоретических обобщений: преобразовать языковой материал: представление преобразованного учителем учебного материала таким образом, чтобы учащиеся выявили и зафиксировали ведущую теоретическую закономерность и зафиксировали выявленную закономерность в определенной знаковой форме, усвоение от практики к теории, от частного к общему.
Безболезненный беспокойный
Избегать исполнить
Разжалобить растолковать
Возделывать воспитывать
Вздрогнуть вскричать
Низвергать нисходить
чрезмерный чересчур
…З- ----- звон. …С- ------ глух.
!: использование метода наводящих вопросов для формулирования содержательных теоретических обобщений и фиксирование в знаковой форме:
- Выделить приставки;
- Что объединяет приставки первого столбца? (все приставки слов первого столбца оканчиваются на букву –З);
- Что объединяет приставки второго столбца? (все приставки слов второго столбца оканчиваются на букву –С);
- Чем различаются приставки первого и второго столбцов: какими последними буквами приставки? (Слова первого и второго столбцов различаются буквами –З и –С);
- Какой звук по звонкости – глухости обозначает следующая за приставкой буква в словах первого столбца? (следующая за приставкой буква по звонкости – глухости обозначает звонкий звук);
- Какой звук по звонкости – глухости обозначает следующая за приставкой буква в словах второго столбца? (следующая за приставкой буква по звонкости – глухости обозначает глухой звук);
- Какой общий вывод о значимости влияния последующей за приставкой буквы, обозначающей звук по звонкости-глухости, можно сделать?
(буква, обозначающая звонкий звук, следующая за приставкой, определяет написание на конце приставки буквы З;
буква, обозначающая глухой звук, следующая за приставкой, определяет написание на конце приставки буквы С)
! формирование алгоритма: предписания: текстового или знакового.
Комментарий слова «Безвкусный» с выбором правильного ответа и объяснение.
IY. Закрепление нового учебного материала.
! взаимодействие репродуктивной, репродуктивно-преобразовательной и продуктивной деятельности: соответствие объяснительному, выборочному и творческому диктантам.
- 1.Объяснительный диктант (репродуктивная деятельность): записать, объяснить правописание двухвариантной приставки.
- 2.Выборочный диктант (репродуктивно-преобразовательная деятельность):
а) диктуемые учителем слова выписать в два столбца
- первый столбец с приставками, оканчивающимися на –З,
- второй столбец с приставками, оканчивающимися на -С
…З - |
…С - |
|
|
б) из диктуемых учителем предложений выписать на слух слова с двухвариантными приставками в два столбца
- первый столбец с приставками, оканчивающимися на –З,
- второй столбец с приставками, оканчивающимися на -С
…З - |
…С - |
|
|
- 3.Творческий диктант (продуктивная деятельность): создать связный текст из пяти предложений с максимальным использованием слов с двухвариантными приставками.
Использование модели адаптации к индивидуальным механизмам усвоения на основе системного подхода при моделировании современного урока русского языка, мы считаем весьма эффективным и применимым для всех разделов русского языка. Данная технология апробирована на протяжении длительного времени и убеждает в перспективности использования, обеспечивая высокие качественные результаты обучения.