Тменов Алексей Борисович
Кандидат педагогических наук,
зав.кафедрой гуманитарных наук
СОРИПКРО
Позитивные изменения внутренней политической ситуации и рост гражданского самосознания в Российской Федерации определяют необходимость реализации программ и комплексных проектов по поддержке русского языка как средства международного и межнационального общения, укреплению его позиций в мире.
Укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации.
Перспективным направлением развития русского языка является разработка и реализация программы комплексных мероприятий образовательного характера по продвижению и популяризации русского языка в Республике Южная Осетия (Алании).
Для обеспечения интеграции Республики Южная Осетия (Алания) с образовательным пространством Российской Федерации необходима использование образовательного, научного, инновационного потенциала Республики Северная Осетия-Алания.
В связи с этим системе общего образования Республики Южная Осетия (Алания), необходима помощь в организации качественной дополнительной профессиональной подготовки учителей по русскому языку.
Недостаточность качества преподавания русского языка в Южной Осетии может создать проблемы интеграции ее граждан в российском образовательном пространстве, сложностями в дальнейшем обучении на территории Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает необходимость использования новых, эффективных методик преподавания русского языка с соответствующим современным учебно-методическим обеспечением.
Для качественной реализации данной образовательной стратегии возникла необходимость осуществить диагностику по вопросам изучения и преподавания русского языка в республике Южная Осетия (Алания).
В процессе диагностического анкетирования были опрошены 50 учителей русского языка Республики Южная Осетия (Алания), представляющих городской и сельские районы республики.
Первый блок вопросов был ориентирован на диагностику сформировавшейся современной языковой культуры русского языка в республике.
На вопрос «Как Вы оцениваете знания и уровень владения русским языком населением в Южной Осетии?» 20% респондентов оценивают как «отличные», 30% - «средние», 50% считают «выше среднего».
Уровень владения русским языком учащимися учителя определили - 85% «как средние», 15% -«выше среднего», 2,5% - «ниже среднего», 2,5% - «отличные».
Определяющим в формировании современной языковой культуры владения русским языком учащихся по степени влияния определены в порядке значимости - школа, затем семья, СМИ (телевидение, радио, газеты и т. д.), законодательство республики в языковой сфере, замыкает – лидеры мнений (известные политики, спортсмены, др.)
По вопросу «Сталкивались ли учителя с нежеланием (и/или критическим отношением) изучать русский язык учащимися» 100% учителей ответили - «нет», также такой же процент респондентов уверены в том, что русский язык становится более популярным, чем в предыдущий период.
В качестве главного канала коммуникации для популяризации русского языка определяются школа и ВУЗы – 70%, затем библиотеки – 8%, далее интернет – 7%, СМИ – 5%. Приоритет школы и ВУЗов убеждают в особой миссии педагогов Южной Осетии, формирующих общественное мнение молодежи республики.
По вопросу «Укрепились ли, на Ваш взгляд, позиции русского языка в качестве языка межнационального общения в Южной Осетии?» 97% учителей уверены, что «да», 3% - «скорее да».
Как часто употребляют русский язык учащиеся в межличностном общении 7% учителей считают – «очень часто», 72% считают – «часто», 6% - «редко», 5% - «иногда». Результаты опроса по данному вопросу связаны с городом и сельскими районами республики.
Для молодёжи Южной Осетии ведущими аргументами в пользу изучения именно русского языка, по мнению респондентов, наибольшее значение по значимости являются следующие позиции: «владение русским языком дает возможность получить образование в РФ» -71%, «владение русским языком дает возможность работать в РФ» - 15%, «владение русским языком дает возможность поддерживать бытовые и дружеские контакты с русскоговорящими людьми (например, родственниками или друзьями)» – 10%, «владение русским языком дает возможность переехать жить в Россию» – 4%.
100% респондентов уверены, что хорошее знание русского языка иметь высокое значение в будущем детей и сфера его применения будет расширяться, а качество знаний улучшаться.
По вопросу «Какие изменения в использовании русского языка в Южной Осетии Вы бы отметили за последние 5 лет?» 70% отметили – «изменений не произошло», 15% - «изменение ударений в словах», 10% - «изменение произношения», 3% - «лексические изменения», 2% - «изменение орфографии и пунктуации».
На вопрос «Какие направления в области языковой политики по сохранению и укреплению статуса русского языка на всей территории Южной Осетии (распределите по значимости), по Вашему мнению, стоит усилить?» учителя ответили, что наиболее значимым является «повышение уровня вовлеченности общества в процесс реализации государственной языковой политики через тематические мероприятия», затем «обеспечение эффективного информационного сопровождения государственной языковой политики», далее следует «популяризация выдающихся образцов русской словесности (русской литературы и русского творчества)», «привлечение известных людей и лидеров мнений с целью укрепления позиций русского языка».
В качестве основного фактора развития русского языка определяется интеграция Южной и Северной Осетии в культурном, образовательном, экономическом и политическом пространстве РФ.
Второй блок вопросов был связан с предметно-методической деятельностью учителей русского языка Республики Южная Осетия-Алания. В «Диагностической анкете» были представлены показатели предметно-методической деятельности учителя-предметника и предлагалось провести самооценку по шкале: «Испытываю затруднения», «Частично владею», «Хорошо владею», «Могу обобщить опыт по данному вопросу».
По результатам самооценки можно утверждать следующее.
В модуле «Планирование урока» по показателям «Составление календарно-тематического планирования», «Подготовка поурочного планирования», «Знание норм оценки результатов учебной деятельности учащихся», «Планирование самообразования» 92% педагогов оценивают себя «Хорошо владею», при этом испытывают затруднения в показателе «Планирование личностных, метапредметных результатов».
В модуле «Организационная деятельность» 93% педагогов показатели «Овладение содержанием программ и учебников», «Использование разных методов и приемов на уроках (занятиях)», «Проведение уроков разных типов» оценивают себя ответом «Хорошо владею».
Показатели «Дифференцированное обучение: индивидуальный подход», «Использование инновационных технологий развивающего обучения», «Формирование универсальных учебных действий (метапредметных и личностных)», «Использование межпредметных связей» вызывают определенные сложности и нуждаются в дополнительном методическом освоении.
Модуль «Контроль деятельности учащихся» с показателями «Обратная связь с детьми на уроке (занятии)», «Организация и проведение разнообразных форм контроля (тестирование, создание групповых и индивидуальных ученических проектов, зачеты)» не вызывает затруднений, кроме показателя «Проведение мониторинга обученности по предмету».
Определенные трудности вызывает модуль «Обобщение собственного и использование передового педагогического опыта» - 65% по показателям «Использование передового педагогического опыта в своей практике», «Тема и результаты собственного опыта работы».
37% учителей определяют перспективным направлением методической подготовки модуль «Внеурочная работа по предмету» по направлениям «Организация внеклассной работы по предмету» «Планирование внеурочной работы по предмету», «Подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам».
Ответы учителей позволили сформировать основные направления курсов повышения квалификации.
Темы, рассматриваемые на занятиях с учителями, были посвящены вопросам
Моделирование современного урока русского языка в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов,
Новые образовательные технологии.
Активные и интерактивные формы обучения русскому языку.
Приемы педагогической техники.
Работа учителя русского языка по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Для обеспечения эффективного языкового развития учащихся чрезвычайно важным является отбор одарённых детей в области русского языка, способных реализовывать метаязыковые компетенции для выявления закономерностей и характеристик языковых явлений, которые требуют углублённых знаний, определённых исследовательских умений и навыков.
В соответствии с дорожной картой проекта «Реализация образовательной политики по продвижению и популяризации русского языка в Южной Осетии (Алания)» 14 декабря 2018 г. на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Цхинвал, являющейся опорной методической площадкой проекта, была проведена олимпиада учащихся по русскому языку в трех возрастных группах: 5-6, 7-8, 9-11-ые классы.
В предметной олимпиаде приняли участие 63 школьника. Каждый комплект заданий содержал 10 заданий, ориентированных на эвристический подход к их решению, требующего применение знаний к анализу фактов языка, исключающего типовые упражнения из учебников.
Данный подход к разработке заданий олимпиады для различных возрастных групп позволил осуществить распределение заданий по темам фонетика (выявление специфики соотношения буква/звук, особенностей произношения и др.), словообразование (членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования), грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении), лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов), графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности), лексикография (умение работать с лексикографическим материалом).
В возрастной категории 5-6ые классы максимальный балл составлял 34 балла: максимальный порог достигли 3 учащихся, набрав 29-30 баллов. Минимальный порог достиг 1 учащийся – 22 балла.
Содержательный анализ результатов выполненной олимпиадной работы позволил сделать следующие выводы.
Наиболее успешное выполнение следующих заданий:
№4: материал раздела «Графика» - знание алфавита русского языка;
№5, №8: материал разделов «Морфемика», «Словообразование» - умение выделять морфемы слова, использовать имеющиеся знания по образованию слов (приставочно-суффиксальный способ, суффиксальный способ);
№ 10: материал раздела «Синтаксис» - умение осуществлять синтаксический анализ в выделении основной единицы – предложения
Сложность в выполнении заданий вызвали задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
В возрастной категории 5-6ые классы максимальный балл составлял 39 баллов: максимальный порог достигли 9 учащихся, набрав 37-38 баллов. Минимальный порог достиг учащийся – 22 балла.
Содержательный анализ результатов выполненной олимпиадной работы позволил сделать следующие выводы.
Наиболее успешное выполнение следующих заданий:
№3-6: материал раздела «Лексикология», «Фразеология» - понимание лексического значения слова, подбор синонимов к заимствованным словам, использование устойчивых словосочетаний слов – фразеологизмов.
Успешным можно определить выполнение
заданий №7, №8 – материал раздела «Орфография»: знание и применение орфограмм, связанных с правописанием корней и приставок;
заданий №10, №11 – разделы «Синтаксис», «Пунктуация»: построение связного текста, умение определять обособленные члены предложения.
Определенную сложность вызвало выполнение заданий задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
В возрастной категории 9-11-ые классы максимальный балл составлял 42 балла:
Во всех возрастных группах сложность в выполнении заданий вызвали задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
Результаты предметной олимпиады учащихся убеждают в наличии потенциала и необходимости развития учащихся в контексте изучения русского языка.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает исследовательская деятельность, овладение теоретическими и практическими основами организации и осуществления которой является крайне актуальным в системе общего образования республики Южная Осетия.
Общий вывод о перспективных возможностях реализации интеллектуального потенциала учащихся Южной Осетии подтверждают и результаты V Республиканской научно-практической конференции «Шаг в науку», открывающей и дающей возможность творческой исследовательской самореализации юным дарованиям.
Продвижение и популяризация русского языка в сфере образования Республики Южная Осетия»
Тменов Алексей Борисович
Кандидат педагогических наук,
зав.кафедрой гуманитарных наук
СОРИПКРО
Позитивные изменения внутренней политической ситуации и рост гражданского самосознания в Российской Федерации определяют необходимость реализации программ и комплексных проектов по поддержке русского языка как средства международного и межнационального общения, укреплению его позиций в мире.
Укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации.
Перспективным направлением развития русского языка является разработка и реализация программы комплексных мероприятий образовательного характера по продвижению и популяризации русского языка в Республике Южная Осетия (Алании).
Для обеспечения интеграции Республики Южная Осетия (Алания) с образовательным пространством Российской Федерации необходима использование образовательного, научного, инновационного потенциала Республики Северная Осетия-Алания.
В связи с этим системе общего образования Республики Южная Осетия (Алания), необходима помощь в организации качественной дополнительной профессиональной подготовки учителей по русскому языку.
Недостаточность качества преподавания русского языка в Южной Осетии может создать проблемы интеграции ее граждан в российском образовательном пространстве, сложностями в дальнейшем обучении на территории Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает необходимость использования новых, эффективных методик преподавания русского языка с соответствующим современным учебно-методическим обеспечением.
Для качественной реализации данной образовательной стратегии возникла необходимость осуществить диагностику по вопросам изучения и преподавания русского языка в республике Южная Осетия (Алания).
В процессе диагностического анкетирования были опрошены 50 учителей русского языка Республики Южная Осетия (Алания), представляющих городской и сельские районы республики.
Первый блок вопросов был ориентирован на диагностику сформировавшейся современной языковой культуры русского языка в республике.
На вопрос «Как Вы оцениваете знания и уровень владения русским языком населением в Южной Осетии?» 20% респондентов оценивают как «отличные», 30% - «средние», 50% считают «выше среднего».
Уровень владения русским языком учащимися учителя определили - 85% «как средние», 15% -«выше среднего», 2,5% - «ниже среднего», 2,5% - «отличные».
Определяющим в формировании современной языковой культуры владения русским языком учащихся по степени влияния определены в порядке значимости - школа, затем семья, СМИ (телевидение, радио, газеты и т. д.), законодательство республики в языковой сфере, замыкает – лидеры мнений (известные политики, спортсмены, др.)
По вопросу «Сталкивались ли учителя с нежеланием (и/или критическим отношением) изучать русский язык учащимися» 100% учителей ответили - «нет», также такой же процент респондентов уверены в том, что русский язык становится более популярным, чем в предыдущий период.
В качестве главного канала коммуникации для популяризации русского языка определяются школа и ВУЗы – 70%, затем библиотеки – 8%, далее интернет – 7%, СМИ – 5%. Приоритет школы и ВУЗов убеждают в особой миссии педагогов Южной Осетии, формирующих общественное мнение молодежи республики.
По вопросу «Укрепились ли, на Ваш взгляд, позиции русского языка в качестве языка межнационального общения в Южной Осетии?» 97% учителей уверены, что «да», 3% - «скорее да».
Как часто употребляют русский язык учащиеся в межличностном общении 7% учителей считают – «очень часто», 72% считают – «часто», 6% - «редко», 5% - «иногда». Результаты опроса по данному вопросу связаны с городом и сельскими районами республики.
Для молодёжи Южной Осетии ведущими аргументами в пользу изучения именно русского языка, по мнению респондентов, наибольшее значение по значимости являются следующие позиции: «владение русским языком дает возможность получить образование в РФ» -71%, «владение русским языком дает возможность работать в РФ» - 15%, «владение русским языком дает возможность поддерживать бытовые и дружеские контакты с русскоговорящими людьми (например, родственниками или друзьями)» – 10%, «владение русским языком дает возможность переехать жить в Россию» – 4%.
100% респондентов уверены, что хорошее знание русского языка иметь высокое значение в будущем детей и сфера его применения будет расширяться, а качество знаний улучшаться.
По вопросу «Какие изменения в использовании русского языка в Южной Осетии Вы бы отметили за последние 5 лет?» 70% отметили – «изменений не произошло», 15% - «изменение ударений в словах», 10% - «изменение произношения», 3% - «лексические изменения», 2% - «изменение орфографии и пунктуации».
На вопрос «Какие направления в области языковой политики по сохранению и укреплению статуса русского языка на всей территории Южной Осетии (распределите по значимости), по Вашему мнению, стоит усилить?» учителя ответили, что наиболее значимым является «повышение уровня вовлеченности общества в процесс реализации государственной языковой политики через тематические мероприятия», затем «обеспечение эффективного информационного сопровождения государственной языковой политики», далее следует «популяризация выдающихся образцов русской словесности (русской литературы и русского творчества)», «привлечение известных людей и лидеров мнений с целью укрепления позиций русского языка».
В качестве основного фактора развития русского языка определяется интеграция Южной и Северной Осетии в культурном, образовательном, экономическом и политическом пространстве РФ.
Второй блок вопросов был связан с предметно-методической деятельностью учителей русского языка Республики Южная Осетия-Алания. В «Диагностической анкете» были представлены показатели предметно-методической деятельности учителя-предметника и предлагалось провести самооценку по шкале: «Испытываю затруднения», «Частично владею», «Хорошо владею», «Могу обобщить опыт по данному вопросу».
По результатам самооценки можно утверждать следующее.
В модуле «Планирование урока» по показателям «Составление календарно-тематического планирования», «Подготовка поурочного планирования», «Знание норм оценки результатов учебной деятельности учащихся», «Планирование самообразования» 92% педагогов оценивают себя «Хорошо владею», при этом испытывают затруднения в показателе «Планирование личностных, метапредметных результатов».
В модуле «Организационная деятельность» 93% педагогов показатели «Овладение содержанием программ и учебников», «Использование разных методов и приемов на уроках (занятиях)», «Проведение уроков разных типов» оценивают себя ответом «Хорошо владею».
Показатели «Дифференцированное обучение: индивидуальный подход», «Использование инновационных технологий развивающего обучения», «Формирование универсальных учебных действий (метапредметных и личностных)», «Использование межпредметных связей» вызывают определенные сложности и нуждаются в дополнительном методическом освоении.
Модуль «Контроль деятельности учащихся» с показателями «Обратная связь с детьми на уроке (занятии)», «Организация и проведение разнообразных форм контроля (тестирование, создание групповых и индивидуальных ученических проектов, зачеты)» не вызывает затруднений, кроме показателя «Проведение мониторинга обученности по предмету».
Определенные трудности вызывает модуль «Обобщение собственного и использование передового педагогического опыта» - 65% по показателям «Использование передового педагогического опыта в своей практике», «Тема и результаты собственного опыта работы».
37% учителей определяют перспективным направлением методической подготовки модуль «Внеурочная работа по предмету» по направлениям «Организация внеклассной работы по предмету» «Планирование внеурочной работы по предмету», «Подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам».
Ответы учителей позволили сформировать основные направления курсов повышения квалификации.
Темы, рассматриваемые на занятиях с учителями, были посвящены вопросам
Моделирование современного урока русского языка в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов,
Новые образовательные технологии.
Активные и интерактивные формы обучения русскому языку.
Приемы педагогической техники.
Работа учителя русского языка по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Для обеспечения эффективного языкового развития учащихся чрезвычайно важным является отбор одарённых детей в области русского языка, способных реализовывать метаязыковые компетенции для выявления закономерностей и характеристик языковых явлений, которые требуют углублённых знаний, определённых исследовательских умений и навыков.
В соответствии с дорожной картой проекта «Реализация образовательной политики по продвижению и популяризации русского языка в Южной Осетии (Алания)» 14 декабря 2018 г. на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Цхинвал, являющейся опорной методической площадкой проекта, была проведена олимпиада учащихся по русскому языку в трех возрастных группах: 5-6, 7-8, 9-11-ые классы.
В предметной олимпиаде приняли участие 63 школьника. Каждый комплект заданий содержал 10 заданий, ориентированных на эвристический подход к их решению, требующего применение знаний к анализу фактов языка, исключающего типовые упражнения из учебников.
Данный подход к разработке заданий олимпиады для различных возрастных групп позволил осуществить распределение заданий по темам фонетика (выявление специфики соотношения буква/звук, особенностей произношения и др.), словообразование (членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования), грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении), лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов), графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности), лексикография (умение работать с лексикографическим материалом).
В возрастной категории 5-6ые классы максимальный балл составлял 34 балла: максимальный порог достигли 3 учащихся, набрав 29-30 баллов. Минимальный порог достиг 1 учащийся – 22 балла.
Содержательный анализ результатов выполненной олимпиадной работы позволил сделать следующие выводы.
Наиболее успешное выполнение следующих заданий:
№4: материал раздела «Графика» - знание алфавита русского языка;
№5, №8: материал разделов «Морфемика», «Словообразование» - умение выделять морфемы слова, использовать имеющиеся знания по образованию слов (приставочно-суффиксальный способ, суффиксальный способ);
№ 10: материал раздела «Синтаксис» - умение осуществлять синтаксический анализ в выделении основной единицы – предложения
Сложность в выполнении заданий вызвали задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
В возрастной категории 5-6ые классы максимальный балл составлял 39 баллов: максимальный порог достигли 9 учащихся, набрав 37-38 баллов. Минимальный порог достиг учащийся – 22 балла.
Содержательный анализ результатов выполненной олимпиадной работы позволил сделать следующие выводы.
Наиболее успешное выполнение следующих заданий:
№3-6: материал раздела «Лексикология», «Фразеология» - понимание лексического значения слова, подбор синонимов к заимствованным словам, использование устойчивых словосочетаний слов – фразеологизмов.
Успешным можно определить выполнение
заданий №7, №8 – материал раздела «Орфография»: знание и применение орфограмм, связанных с правописанием корней и приставок;
заданий №10, №11 – разделы «Синтаксис», «Пунктуация»: построение связного текста, умение определять обособленные члены предложения.
Определенную сложность вызвало выполнение заданий задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
В возрастной категории 9-11-ые классы максимальный балл составлял 42 балла:
Во всех возрастных группах сложность в выполнении заданий вызвали задание №1, №2 – разделы «Фонетика», «Графика», требующих проведения буквенно-звукового анализа, классификации согласных звуков по критериям «звонкости-глухости», «твердости-мягкости».
Результаты предметной олимпиады учащихся убеждают в наличии потенциала и необходимости развития учащихся в контексте изучения русского языка.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает исследовательская деятельность, овладение теоретическими и практическими основами организации и осуществления которой является крайне актуальным в системе общего образования республики Южная Осетия.
Общий вывод о перспективных возможностях реализации интеллектуального потенциала учащихся Южной Осетии подтверждают и результаты V Республиканской научно-практической конференции «Шаг в науку», открывающей и дающей возможность творческой исследовательской самореализации юным дарованиям.